ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ Туриловская СОШ обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. 1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 1.2. Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Туриловская СОШ. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Цель внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время; - Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие педагогические работники организации (учителя, социальный педагог, библиотекарь). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОО, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели: Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведѐт учѐт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребѐнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: - Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; - Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; - Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. - Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; - Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: 1. Экскурсии; 2. Конференции; 3. Ученическое научное общество; 4. Олимпиады; 5. Соревнования; 6. Конкурсы; 7. Фестивали; 8. Поисковые и научные исследования; 9. Общественно-полезные практики. По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны программы: «Основы православной культуры и этика», «ОДНКНР», «Доноведение» понятия любви к Родине, природе, православные ценности и святыни донской земли изучаются в форме игр-путешествий, экскурсий и т.д. По направлению социальной деятельности разработаны программы: «Умелые ручки», «Рукоделие», «Профессиональное обучение и карьера» приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению в быту. По направлению общеинтеллектуальной деятельности реализуются кружки: «Шахматы», «Занимательная математика», «Занимательный английский», «Путешествие в грамматику», «Азбука черчения». По направлению общекультурной деятельности ведутся занятия: «В мире книг», «Культура воспитания», «Родная литература», «МХК». По направлению спортивно-оздоровительной деятельности ведутся занятия: «Сильные и ловкие», «Цветок здоровья», «Сильнее, выше, быстрее» Направления внеурочной деятельности способствуют сплочѐнности классных коллективов, выявлению одарѐнных детей, социализации и адаптации детей в социуме. 1.3. Режим функционирования МБОУ Туриловская СОШ устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве 5 часов в неделю в начальной школе и по 2-3 часа в неделю в основной и средней школе. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учѐтом необходимости разгрузки последующих учебных дней. 1.4. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др. 1.5. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 59, 10 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии утверждѐнных рабочих программ. 2. Планирование внеурочной деятельности обучающихся I-IV классов на 2021-2022 учебный год. Направление деятельности Общеинтеллектуальное Обще-культурное Социальное Духовно нравственное Спортивно оздоровительное Итого Наименование занятий Путешествие в грамматику Занимательная математика Занимательный английский В мире книг Умелые ручки ОПК и этика Доноведение Цветок здоровья 1 класс 1 2 класс 1 3 класс 4 класс 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 5 5 3. Планирование внеурочной деятельности обучающихся V - IX классов на 2021-2022 учебный год. Направление Наименование деятельности занятий ОбщеАзбука интеллектуальное черчения Шахматный мир Социальное Рукоделие Обще-культурное Культура воспитания Родная литература Духовно ОДНКНР нравственное Спортивно Смелые и оздоровительное ловкие Итого 5 класс 6 класс 7 класс 8 9 класс класс 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 3 3 2 2 3 4.Планирование внеурочной деятельности обучающихся X -XI классов на 2021-2022 учебный год. Направление деятельности Наименование занятий История и мы Обще-интеллектуальное Общекультурное Социальное Спортивно оздоровительное Итого МХК Профессиональное самоопределение и карьера Сильнее, выше, быстрее 10 11 класс класс 1 1 1 1 1 2 3 5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление: - понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; - осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; - способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; - сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; Духовно-нравственное направление: - осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - сформированная гражданская компетенция; - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: - осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; - сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; - сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); - развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; - способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; Общекультурное направление: - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; - сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; - сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; - знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Социальное направление: - овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; - сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; - сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; - умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе: - развития индивидуальности каждого ребѐнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получения опыта самостоятельного социального действия; -приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; - формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.; - воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; - достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; - достижения метапредметных результатов; - формирования универсальных учебных действий; - формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом. 6. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы. Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными организациями. Социокультурное взаимодействие МБОУ Туриловская СОШ № 1. 2. 3. Учреждения дополнительного образования и культуры Формы взаимодействия Тематические праздники Совместные концерты, выступления учащихся. Информационное сопровождение учебного процесса Туриловская сельская библиотека Встречи-беседы Учебные и познавательные экскурсии Производственные мероприятия и учреждения села Профориентационная работа Туриловский СК 7. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательной организацией плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).