план внеурочной деятельности на 2021-2022 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
МБОУ Туриловская СОШ обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта и
определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках
внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам.
1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований
следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №
1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
1.2. Направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Туриловская
СОШ.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего и
среднего общего образования.
Цель внеурочной деятельности:

- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого учащегося в свободное от учѐбы время;
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью
и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная,
в ее реализации принимают участие педагогические работники организации
(учителя, социальный педагог, библиотекарь). Координирующую роль выполняет,
как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели
состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность,
создании единого образовательного и методического пространства в ОО,
содержательном и организационном единстве всех его структурных
подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведѐт учѐт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и
организационном единстве всех его структурных подразделений.
Полученная
информация
является
основанием
для
выстраивания
индивидуального
маршрута
ребенка
во
внеурочной
деятельности,
комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и
составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом
возможностей образовательного учреждения.
Эффективное
конструирование
оптимизационной
модели
внеурочной
деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса
с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями
основной образовательной программы учреждения.

2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности
детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и
субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и
навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства,
самореализации, самоутверждения.
3.
Принцип
разнообразия
направлений
внеурочной
деятельности,
предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов
внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности
свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных
видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей,
желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы
внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул.
Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в
рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не
только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения
образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребѐнок получает возможность подключиться
к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный,
при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям
независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного
физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить
гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать
привычку к закаливанию и физической культуре;
- Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных
ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному
выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического
мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных
ценностей в жизненной практике;
- Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности:

- трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность
и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность;
- Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное,
бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной
позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы:
1. Экскурсии;
2. Конференции;
3. Ученическое научное общество;
4. Олимпиады;
5. Соревнования;
6. Конкурсы;
7. Фестивали;
8. Поисковые и научные исследования;
9. Общественно-полезные практики.
По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны программы:
«Основы православной культуры и этика», «ОДНКНР», «Доноведение» понятия любви к Родине, природе, православные ценности и святыни донской
земли изучаются в форме игр-путешествий, экскурсий и т.д.
По направлению социальной деятельности разработаны программы:
«Умелые ручки», «Рукоделие», «Профессиональное обучение и карьера» приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению в быту.
По направлению общеинтеллектуальной деятельности реализуются кружки:
«Шахматы», «Занимательная математика», «Занимательный английский»,
«Путешествие в грамматику», «Азбука черчения».
По направлению общекультурной деятельности ведутся занятия:
«В мире книг», «Культура воспитания», «Родная литература», «МХК».
По направлению спортивно-оздоровительной деятельности ведутся занятия:
«Сильные и ловкие», «Цветок здоровья», «Сильнее, выше, быстрее»
Направления внеурочной деятельности способствуют сплочѐнности классных
коллективов, выявлению одарѐнных детей, социализации и адаптации детей в
социуме.
1.3. Режим функционирования МБОУ Туриловская СОШ устанавливается в
соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная
учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует
требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и

расписанием занятий в количестве 5 часов в неделю в начальной школе и по 2-3
часа в неделю в основной и средней школе.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем
через 40 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с
учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной
деятельности, а так же с учѐтом необходимости разгрузки последующих учебных
дней.
1.4. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями
(в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне
класса, школы. Именно в такой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Приведем
лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности
школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой
деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой
(российской), этнической, культурной и др.
1.5. Обеспечение плана

План внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 59, 10 классах, реализующих федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и
обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно
данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии утверждѐнных рабочих программ.

2. Планирование внеурочной деятельности обучающихся I-IV классов
на 2021-2022 учебный год.
Направление
деятельности
Общеинтеллектуальное

Обще-культурное
Социальное
Духовно нравственное
Спортивно оздоровительное
Итого

Наименование
занятий
Путешествие в
грамматику
Занимательная
математика
Занимательный
английский
В мире книг
Умелые ручки
ОПК и этика
Доноведение
Цветок
здоровья

1
класс

1

2
класс
1

3
класс

4
класс
1

1

1

1

2

1

2

1

1
1

1
1
1

1

5

5

1
1
5

5

3. Планирование внеурочной деятельности обучающихся V - IX классов
на 2021-2022 учебный год.
Направление
Наименование
деятельности
занятий
ОбщеАзбука
интеллектуальное черчения
Шахматный
мир
Социальное
Рукоделие
Обще-культурное Культура
воспитания
Родная
литература
Духовно ОДНКНР
нравственное
Спортивно Смелые и
оздоровительное ловкие
Итого

5
класс

6
класс

7
класс

8
9
класс класс
1
1

1
1

1

1

1
0,5
0,5
1

1

1

1

1

3

3

2

2

3

4.Планирование внеурочной деятельности обучающихся X -XI классов
на 2021-2022 учебный год.
Направление деятельности

Наименование занятий
История и мы

Обще-интеллектуальное
Общекультурное
Социальное
Спортивно оздоровительное
Итого

МХК
Профессиональное
самоопределение и карьера
Сильнее, выше, быстрее

10
11
класс класс
1
1
1
1

1

2

3

5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление:
- понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека;
- осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

- способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре;
Духовно-нравственное направление:
- осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
- сформированная гражданская компетенция;
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в
том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Общеинтеллектуальное направление:
- осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной
деятельности и творчеству;
- сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности;
- сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и
решение
познавательных
задач;
нестандартные
решения,
овладение
информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения;
- способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии,
выстраивать свою образовательную траекторию;
Общекультурное направление:
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в
том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- понимание и осознание эстетических и художественных ценностей
отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций,
фольклора народов России;
- способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках
людей;
- сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
- сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
Социальное направление:

- овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной
жизни;
- сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме
социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного
социального действия;
- сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная
мобильность;
- умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение
социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
- ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность
природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах,
социально-значимой деятельности.
Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего общего
образования направлена на формирование базовых основ и фундамента
последующего обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребѐнка в процессе самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения
к социальной реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
-приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта
и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их
готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с
обществом и окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

6. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи
школы.
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями,
местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями
культуры, общественными организациями.
Социокультурное взаимодействие МБОУ Туриловская СОШ
№
1.
2.
3.

Учреждения дополнительного
образования и культуры

Формы взаимодействия

Тематические праздники
Совместные концерты, выступления учащихся.
Информационное сопровождение учебного процесса
Туриловская сельская
библиотека
Встречи-беседы
Учебные и познавательные экскурсии
Производственные
мероприятия и учреждения села Профориентационная работа
Туриловский СК

7. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной
деятельности ФГОС ООО и СОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности
реализации образовательной организацией плана внеурочной деятельности ФГОС
ООО и СОО выступают:
1.
Особенности
развития
личностной,
социальной,
экологической,
профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и
нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности
родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный
процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных)
показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты
индикаторов (показателей работы школы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».