Программа работы с обучающимися с низкой учебной мотивацией

1. Паспорт программы
Наименование
программы

Программа работы с обучающимися, имеющими низкую учебную
мотивацию
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Основания
для разработки
программы

Цель программы

2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки и от 31.05.2021 № 287
3. Основные образовательные программы основного общего
образования.

Организовать деятельность участников образовательных
отношений по обеспечению успешного усвоения основной
образовательной программы основного общего образования
учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
1. Выявить учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию.
2. Создать условия для эффективного обучения и развития
учащихся с низкими учебными возможностями.

Задачи программы 3. Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных
отношений, чтобы повысить учебную мотивацию школьников.
4. Организовать контроль образовательных результатов учащихся с
низкой учебной мотивацией
Директор МБОУ Туриловская СОШ Овчаренко И.П.
Основные
разработчики

Заместитель директора Глушко Т.И.
Заместитель директора Чех Г.Н.
Руководители школьных методических объединений

программы

Педагог-психолог Корниенко В.А.

Сроки реализации

2022-2023 учебный год
1. Качественные показатели:

Ожидаемые
результаты




повышение качества образовательных результатов;
организация коммуникативной педагогической среды,
способствующей проявлению индивидуальности каждого
ученика, самореализации и саморазвитию

2. Количественные показатели:





повышение уровня предметных и метапредметных
образовательных результатов;
увеличение показателей среднего балла государственной
итоговой аттестации;
увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад
и конкурсов;
увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и
секциях дополнительного образования

2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников.
Администрация и педагогический коллектив школы провели анализ, который помогает
выявить политические, экономические, социальные и технологические факторы внешней
среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на учебную
мотивацию школьников, – в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию
школьников
Факторы

Положительные

Отрицательные

Политические

Личностный результат
образовательной деятельности
определяют ФГОС

Повышение спектра
индивидуальных образовательных
возможностей обучающегося
ограничено материальными
возможностями школы и родителей

Экономические

Наличие
высококвалифицированных
педагогов, эффективная система
финансирования школы

Низкий уровень жизни общества,
отсутствие профессиональных
ориентиров

Социальные

Развитие олимпиадного и
конкурсного движения, системы
дополнительного образования

Отсутствие целеполагания,
жизненных ориентиров в семье и
социальном окружении школьника

Закрепление в законодательстве
необходимых трудовых умений
учителя: применять современные
психолого-педагогические
Технологические
технологии, основанные на
знании законов развития
личности и поведения в реальной
и виртуальной среде

Ориентация обучающихся и
педагогов на успешную сдачу
государственной итоговой
аттестации (ГИА) может привести к
недостаточному освоению и
использованию других технологий
и методик, что приведет к
снижению учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты повышения учебной мотивации.
Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей
обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в активную
образовательную деятельность.
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников

Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников Администрация и
педагогический коллектив провели анализ, чтобы выявить сильные стороны, слабые
стороны, возможности и угрозы повышения мотивации школьников, – таблица 2.
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
Благоприятные
Сильные стороны

Слабые стороны

Риски
возможности

Созданы условия
для выполнения
требований к
реализации
основной
образовательной
программы

Недостаточное
материальнотехническое
оснащение
образовательной
деятельности
современным
оборудованием

Улучшение
материально-

Изменение
социально-

технического
обеспечения
образовательной
деятельности

экономической
ситуации

Созданы условия
для организации
образовательной
деятельности

Недостаточное
количество учебных
кабинетов для
реализации
различных
направлений
внеурочной
деятельности

Создание культурнообразовательного
центра с
привлечением
социальных
партнеров

Отсутствие
необходимых
помещений для
образовательной
деятельности по
запросам участников
образовательных
отношений

Применение
инновационных
технологий в
образовательной
деятельности

Недостаточное
владение активными
методами обучения
для повышения
учебной мотивации

Развитие современной
образовательной
среды, внедрение
инновационных
технологий

Непонимание
педагогами
необходимости
профессионального
роста

Наличие
профессионально
работающих
педагогов,
победителей и
лауреатов
различных
профессиональных
конкурсов

Увеличение доли
работающих
педагогов
пенсионного
возраста;
уровень заработной
платы ниже средней
по
экономике региона;
профессиональное
выгорание;
незащищенность
педагога перед
субъектами
образовательных
отношений

Квалифицированный
кадровый состав,
омоложение
педагогических
кадров

Отток молодых
кадров из-за низкой
профессиональной
мотивации

Невысокие
результаты
успеваемости

Повышение качества
образования,
мотивации к учебной

Недостаточная
подготовленность
кадров, низкая

Наличие
программы

внутренней
системы

учащихся и
результаты ГИА

деятельности

мотивация
обучающихся

оценки качества
образования
Удовлетворенность
участников
образовательной
деятельности
качеством
образования

Недостаточно
развитые методы
оценки учебной
мотивации

Изменение системы
оценивания, учет
качественных
изменений,
происходящих у
участников
образовательной
деятельности

Увеличение
количества учащихся
с низким
интеллектуальным
уровнем

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения
образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к реализации
основной образовательной программы; индивидуальные образовательные траектории
повысят учебные результаты школьников с низкой мотивацией.
2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей
и родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит
возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной
деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как общественной
организации на социум в населенном пункте.
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. Отток молодых педагогов из-за низкой профессиональной
мотивации; увеличение количества учеников с низким интеллектуальным уровнем.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия
незапланированного стихийного характера.
Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной
мотивации учащихся являются:







повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с низкой
учебной
мотивацией;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
развитие взаимодействия с родителями.
3. Основные мероприятия по реализации программы
1. Информационно-аналитическая деятельность:

Организационная деятельность:

Задачи:
- выявить обучающихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
- создать комфортные условия для работы обучающихся, имеющих низкую мотивацию.
№ Содержание работы

Технологии

Формирование банка
данных обучающихся
1.
школы, составляющих
группу риска

Анализ
фактической
ситуации

Ответственные

Сбор
информации от
классных
руководителей

Выход

Зам директора Май-август Административное
совещание
Чех Г.Н.

Составление списков
Анализ
Классный
обучающихся,
результатов
руководитель,
заполнение
психологических
материалов с
2. диагностических карт
и педагогических
целью коррекции
характеристик на
работы
обучающихся
Формирование банка
данных о семьях
3.
обучающихся группы
риска

Сроки

Классный
руководитель

Август – Административное
совещание при
сентябрь
зам. директора

Август –

МО

сентябрь

Определение
Собеседование, Зам. директора
оптимального
отбор
Чех Г.Н.
информации и
4. количества часов
школьного компонента
ее анализ
по предметам

Август – Административное
совещание при
сентябрь
зам. директора

Проведение заседании
Отбор
МО совместно с
информации, ее
администрацией
систематизация
5. школы по вопросу
создания условий
успешности обучения
школьников

Председатель
МО

В течение

Социальный
педагог

График
работы

Организация
Конструирование
совместной
программы
работы
6. деятельности школы и
комиссии по делам
несовершеннолетних

Организация системы План классного Зам. директора
дополнительных
руководителя
Глушко Т.И.
занятий, подготовка
7 расписания часов
школьного компонента
и оформление
журналов

МО

учебного
года

Административное
совещание

В течение Административное
совещание при
учебного
зам. директора
года

Организация досуга
обучающихся в
8. каникулы в рамках
системы дополни
тельного образования

План классного Зам. директора
руководителя
Глушко Т.И.

Систематизация
Анализ планов Зам. директора
работы классных
работы классных
Глушко Т.И.
руководителей по
руководителей
9. контролю за
обучением учащихся,
имеющих низкую
мотивацию

В течение Административное
совещание при
учебного
зам. директора
года
I четверть

МО классных

учебного
года

руководителей

II. Организационно-исполнительская деятельность.
Работа с педагогическими кадрами.
Задачи:
- организация помощи, обеспечивающей успешность обучающимся в учебной
деятельности;
- контроль за организацией рабочего места обучающихся в учебное время;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Контроль
Анализ
Зам. директора
администрации за
школьной
Чех Г.Н.
посещаемостью
документации,
обучающимися уроков, плана работы
мероприятий и
классных
1.
дополнительных
руководителей
занятий в рамках
по данному
классно-урочной и
направлению
дополнительной
системы образования
Индивидуальные
беседы с
обучающимися,
классными
руководителями и
учителями2. предметниками по
выделению
затруднений,
препятствующих
усвоению учебного
материала

Собеседование; Зам. директора
тематический
Чех Г.Н.
контроль

В течение
учебного
года

По мере
необходим
в течение
учебного
года

Административн
ое совещание

Административн
ое
совещание при
зам. директора

Обеспечение
дифференцированного
подхода при
3. организации контроля
усвоения знаний
обучающимися по
отдельным темам

8.

Персональный
контроль

Зам. директора

В течение

Чех Г.Н.

учебного
года

Педсовет, МО

Контроль за системой Анализ тетради Председатели
работы учителя по
МО
индивидуальног
ведению рабочих и
о
4. контрольных тетрадей,
их проверкой и
развития,
отработкой
собеседование
допущенных ошибок

В течение

Контроль за работой
Собеседование; Зам. директора
классных
персональный
Чех Г.Н.
руководителей и
контроль
учителей-предметников
с дневниками
5.
обучающихся по
вопросу своевременного
доведения до сведения
родителей результатов
обучения

В течение
учебного
года

МО

Организация малых
педсоветов с целью
выявления проблем
неуспеваемости
6.
обучающихся «группы
риска» и определения
перспектив работы с
ними

Информация

Зам. директора

По плану

Чех Г.Н.

зам.
директора

Малые
педсоветы

Отчеты классных
руководителей и
педагога- психолога
школы о результатах
совместной
7.
деятельности,
способствующей
организации обучения
данной категории
обучающихся

Отчеты и их
анализ

Педагог –
психолог

В течение

Совещание при

учебного
года

зам. директора

Корниенко В.А.

МО

учебного
года

Посещение уроков
Посещение
Зам. директора, По плану Административн
учителей-предметников
уроков с
председатели МК администрац ое совещание
администрацией и
последующим
ии и
членами методических
их анализом
руководителе
кафедр для изучения
й МО
работы учителя на
уроке с учениками

группы риска

Контроль за
Посещение
Зам. директора
наполняемостью
уроков; работа
Чех Г.Н.
отметок и отработкой
со школьной
материала, а также
документацией;
неудовлетворительных собеседование
9.
отметок по итогам
контрольных работ и
текущего материала
обучающихся «группы
риска»

В течение

Обобщение опыта
работы с учащимися,
имеющими низкую
10. учебную мотивацию с
целью его
распространения в
рамках школы

В течение

Подготовка
рекомендаций для
учителей и классных
11.
руководителей по
работе с обучающимися
группы риска
Наличие у каждого
неуспевающего ученика
12. тетради
индивидуальных
занятий

Посещение
Зам. директора
уроков,
Чех Г.Н.
аналитических
материалы

Педагогпсихолог

учебного
года

учебного
года

Административн
ое совещание при
зам. директора

Административн
ое совещание,
малые педсоветы

Сентябрь

Административн
ое совещание

В течение

МО классных

учебного
года

руководителей

Корниенко В.А.

Учителяпредметники

Контроль за объемом
Анкетирование; Зам. директора,
домашних заданий по
собеседование; руководители
всем предметам с целью
анализ
МО
13.
предупреждения
документации
утомляемости
обучающихся
Контроль преподавания Анализ; анкетир руководители
отдельных предметов с
ование
МО
целью выявления
учащихся;
причин перегрузки
14.
посещение
обучающихся и
уроков;
выработка
рекомендаций по
консультации
коррекции работы

МО

В течение
учебного
года

Административн
ое совещание

Оказание методической
Посещение
Зам. директора
квалифицированной
уроков;
Чех Г.Н.
помощи молодым
15.
собеседование;
учителям, работающим
с обучающимися
консультации
«группы риска»

В течение
учебного
года

Административн
ое
совещание при
зам. директора

III. Мотивационно-целевая деятельность.
Работа с обучающимися.
Задачи:
- создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного образования;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы
с книгой по заданию учителя,
устного ответа;
- контроль за организацией рабочего места в учебное время.
Учителяпредметники

В течение

О6еспечение
Анализ, отбор
возможности
информации,
выполнения домашних практическая
заданий в рамках
направленность
в работе
2. индивидуальных
занятий ( школьный
компонент,
дополнительные
занятия)

Учителяпредметники

В течение

Обеспечение
обучающихся
учебными
3.
принадлежностями,
необходимыми для
работы на уроке

Учителяпредметники,
библиотекарь

В течение

1.

О6еспечение учащихся
алгоритмом:

Анализ
фактической

• Выполнения
письменных заданий,
как индивидуальных,
так и общих классных
видов работ;

ситуации

МО

учебного
года

• работы с книгой по
заданию учителя;
•устного ответа

Практическая
работа,
собеседование

МО

учебного
года

учебного
года

МО

Организация досуга
Анализ плана Зам. директора
обучающихся в рамках
работы
Глушко Т.И.
работы
школы,
классных
4.
внеурочной
руководителей
деятельности

В течение Административное
совещание при
учебного
зам. директора
года

Организация отдыха
обучающихся в
5.
каникулярное время

Анализ плана
работы
классного
руководителя

Классный
руководитель

В каникулы Административное
совещание

Обеспечение
возможности
посещения
6.
обучающимися
экскурсий, выставок и
т.д.

Анализ плана
работы
классного
руководителя

Классный
руководитель,

В течение

Привлечение
Собеседование
Классный
обучающихся к
с классными
руководитель,
руководителями
7. участию в
общешкольных и
классных мероприятий

В течение

Оказание помощи
• Консультации;
Педагогобучающимся в
психолог
• собеседования
8. организации
Корниенко В.А.
дальнейшего обучения
и профориентации

В течение Административное
совещание
учебного
года

учебного
года

учебного
года

МО классных
руководителей

Совещание при
зам. директора

IV. Контрольно-диагностическая деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, требующих особого
внимания.
Задачи:
- Формирование развивающего образа жизни личности в школе;
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального
развития учащихся на
каждом возрастном этапе;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
- психолого-педагогическое изучение детей;

1.

0рганизация
индивидуальных
консультаций
психолога для
родителей и лиц,
заменяющих их

• беседы;
•консультации

Педагогпсихолог
Корниенко
В.А.

В течение Административное
учебного
совещание
года

Организация
тематических
классных собраний
по проблемам:

Анализ плана работы
классных
руководителей,
психологов

Педагогпсихолог

По план у
психолога

Совещание при

По плану
психолога

МО

зам. директора

Корниенко
В.А.

• психологические и
возрастные
осо6енности
учащихся;
2.

• общение с
учащимися с учетом
индивидуальной
психологии детей,
• ответственность
родителей за
воспитание и
обучение детей

Тренинг «Снижение Тренинг, диагностика
уровня тревожности у
подростков».
Диагностика
3.
школьной
тревожности
обучающихся
«группы риска»

Педагогпсихолог
Корниенко
В.А.

Выявление уровня
психологического
комфорта
4.
обучающихся в
ученическом
коллективе

Психологическое
тестирование и его
анализ

Создание условий,
способствующих
адаптации
5.
обучающихся
«группы риска» в
новых условиях

•Посещение уроков и
их анализ;

6. Выявление уровня
психологического
комфорта в
ученическом
коллективе детей
«группы риска»

Психологические
методики;

Педагогпсихолог

• собеседование

Корниенко
В.А.

• собеседование

Психолог,
В течение Административное
классный
учебного
совещание
руководитель
года

Психолог,
учительпредметник

В течение Административное
года
совещание

1-я четверть Совещание при
учебного
зам. директора
года

0рганизация работы
• Собеседование;
Классные
В течение Административное
по определению
руководители
•консультации;
учебного
совещание,
профессиональной
7.
года
родительский
ориентации
•профориентационные
комитет
обучающихся данной
методики

группы

V. Регулирующая деятельность.
Работа с родителями.
Задачи:
- осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации
совместных действий для решения
проблемы успешности обучения школьников.

Организация работы
Собеседование;
психолога с родителями анкетирование и
его анализ
1. по устранению причин
неуспеваемости и
прогулов обучающихся

Психолог,
классный
руководитель

I-II
Административное
четверти
совещание,
учебного
родительский
года
комитет
В течение Административное
совещание,
учебного
родительский
года
комитет

0рганиэация встречи
родителей с учителями2. предметниками в
рамках проведения дня
открытых дверей

Встречи,
консультации,
собеседования

Классные
руководители

Подготовка и
проведение малых
педсоветов с
приглашением
3.
родителей
неуспевающих
обучающихся по мере
необходимости

Собеседования;
консультации

Зам. директора В течение Малые педсоветы

Отработка тематики
бесед с родителями по
4. воспитанию детей

Собеседования;
консультации

Сентябрь- Административное
октябрь
совещание,
Корниенко В.А.
родительский
комитет

Привлечение
Анализ работы
родительских комитетов родительского
(школы, класса) к
комитета;
сотрудничеству с
собеседования
5.
педагогическим
коллективом школы по
разрешению проблемы
воспитания детей

Классный
В течение
Родительский
руководитель,
комитет, классные
учебного
председатель
руководители
года
родительского
комитета

Чех Г.Н.

учебного
года

Педагогпсихолог

4. Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию
Управление реализацией программы предполагает создание специальной
организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно
принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители
субъектов образовательного процесса.
Руководитель ОО обеспечивает продвижение реализации программы, ведет диалог с
членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для повышения
мотивации школьников. Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению
реализации программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных
ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического
руководства образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации,
определяет условный перевод учащихся, имеющих академическую задолженность, решает
вопросы оставления на повторный год обучения.
Заместитель руководителя собирает и анализирует информацию о результатах учебной
деятельности школьников с низкой учебной мотивацией, определяет совместно с
методическими объединениями учителей ближайшие и перспективные цели по
повышению мотивации школьников, помогает разработать индивидуальные
образовательные траектории для учащихся с низкой мотивацией. Организует контроль за
выполнением учебных планов, программ. Способствует развитию познавательных
потребностей, способностей, интеллектуального, духовного потенциала личности.
Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему внеклассной и
внешкольной воспитательной работы, направленную на организацию здорового образа
жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, самоопределение и
саморазвитие личности учащегося. Оказывает методическую помощь классным
руководителям в организации воспитательной работы.
Методическое объединение школы
рассматривает вопросы повышения учебной мотивации школьников на заседаниях,
развивает творчество и инициативу учителей по улучшению качества образования,
организует работу по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках
предметных объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта
работы с низко мотивированными учащимися.
Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной
аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по повышению
мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня мотивации
школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги
общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические
семинары, индивидуальные и групповые консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную
мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:
1. Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности учащихся.

2. Повысится уровень предметных и метапредметных результатов учебной деятельности
по итогам промежуточной аттестации.
3. Повысится количество обучающихся с положительными результатами государственной
итоговой аттестации.
4. Сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Сформируется готовность и способность осознанно выбирать и строить дальнейшую
индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».