рабочие программы по русскому языку и литературе
Целями изучения русского языка являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском я зыке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
3. Структура дисциплины.
Курс подразделяется на две части: 1) 5-7 классы; 2)8-9 классы.
В центре первой части «Слово в языке и речи» поставлено слово. Во введении в этот курс содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
В 8-9 классе изучается курс синтаксиса русского языка. Материал располагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность.
4. Основные образовательные технологии.
В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектно-исследовательского обучения, КСО (коллективный способ обучения), технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо.
5. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:
- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся учёных-лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
-изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
- лингвистические термины.
Обучающиеся должны уметь:
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах близко к тексту, сжато, выборочно;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров;
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное)
- извлекать необходимую информацию из различных источников
- выполнять все виды разбора;
- анализировать тексты.